Среда, 28.06.2017, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Viva classic!
Главная » Статьи » Композиторы

Hector Berlioz

 
Hector Berlioz (родился 11 декабря 1803 года в городке Кот-Сент-Андре, ныне регион Рона-Альпы, Франция;
умер 8 марта 1869 года в Париже) - французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, писатель.
"Я всего себя посвятил изучению и поклонению великому искусству - драматической музыке."  В детские годы находился под влияниеми с одной стороны матери, ревностной католички, с другой - отца, любителя философии, литературы и истории. Берлиоз не получил музыкального образования, но умел играть на гитаре, флейте, сочинял романсы и камерные ансамбли. Позже увлекся крестьянской народной песней и литературой. Первые яркие музыкальные впечатления были связаны с церковной музыкой. Отец Берлиоза всячески способствовал музыкальному развитию сына, хотя не считал это занятие достаточно серьезным. Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз - музыкант широкого профиля: композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 г. Детство будущего композитора протекало в благоприятной атмосфере. Отец - врач по профессии - прививал сыну вкус к литературе, искусству, философии. Под влиянием атеистических убеждений отца, его прогрессивных, демократических взглядов складывалось мировоззрение Берлиоза. Но для музыкального развития мальчика условия провинциального городка были очень скромны. Он учился игре на флейте и гитаре, а единственным музыкальным впечатлением было церковное пение - воскресные торжественные мессы, которые он очень любил. Тяга Берлиоза к музыке проявилась в попытке сочинять. Это были небольшие пьесы и романсы. Мелодия одного из романсов впоследствии вошла в качестве лейттемы в "Фантастическую" симфонию. В 1821 г. Берлиоз едет в Париж по настоянию отца поступать в Медицинскую школу. Но медицина не привлекает юношу. Увлеченный музыкой, он мечтает о профессиональном музыкальном образовании. В конце концов Берлиоз принимает самостоятельное решение бросить науку ради искусства, и этим навлекает на себя гнев родителей, не считавших музыку достойной профессией. Они лишают сына всякой материальной поддержки, и отныне будущий композитор может рассчитывать только на самого себя. Однако, веря в свое предназначение, он все силы, энергию и увлеченность обращает на самостоятельное овладение профессией. Живет он подобно бальзаковским героям впроголодь, в мансардах, однако в опере не пропускает ни одного спектакля и все свободное время проводит в библиотеке, штудируя партитуры. С 1823 г. Берлиоз начинает брать частные уроки у Ж. Лесюэра - виднейшего композитора эпохи Великой французской революции. Это он привил своему ученику вкус к монументальным формам искусства, рассчитанным на массовую аудиторию. В 1825 г. Берлиоз, проявив незаурядный организаторский талант, устраивает публичное исполнение своего первого крупного сочинения - Большой мессы. В следующем году он сочиняет героическую сцену "Греческая революция", это произведение открыло целое направление в его творчестве, связанное с революционной тематикой. Чувствуя необходимость получения более глубоких профессиональных знаний, в 1826 г. Берлиоз поступает в Парижскую консерваторию в класс композиции Лесюэра и в класс контрапункта А. Рейхи. Большое значение для формирования эстетики молодого художника имеет общение с выдающимися представителями литературы и искусства, среди которых - О. Бальзак, В. Гюго, Г. Гейне, Т. Готье, А. Дюма, Жорж Санд, Ф. Шопен, Ф. Лист, Н. Паганини. С Листом его связывает личная дружба, общность творческих поисков и интересов. Впоследствии Лист станет пламенным пропагандистом музыки Берлиоза. В 1830 г. Берлиоз создает "Фантастическую симфонию" с подзаголовком: "Эпизод из жизни артиста". Она открывает новую эру программного романтического симфонизма, став шедевром мировой музыкальной культуры. Программа написана Берлиозом и основана она на факте биографии самого композитора - романтической истории его любви к английской драматической актрисе Генриетте Смитсон. Однако автобиографические мотивы в музыкальном обобщении приобретают значение общеромантической темы одиночества художника в современном мире и шире - темы "утраченных иллюзий". 1830 г. был бурным для Берлиоза. В четвертый раз участвуя в конкурсе на получение Римской премии, он наконец одержал победу, представив на суд жюри кантату "Последняя ночь Сарданапала". Свою работу композитор заканчивает под звуки начавшегося в Париже восстания и прямо с конкурса отправляется на баррикады, чтобы присоединиться к восставшим. В последующие дни, оркестровав и переложив для двойного хора "Марсельезу", он разучивает ее с народом на площадях и улицах Парижа. 2 года Берлиоз как римский стипендиат проводит на вилле Медичи. Вернувшись из Италии, он разворачивает активную деятельность дирижера, композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции. И это предопределило всю его дальнейшую жизнь, полную лишений и материальных трудностей. Основным источником заработка Берлиоза становится музыкально-критическая работа. Статьи, рецензии, музыкальные новеллы, фельетоны впоследствии были опубликованы в нескольких сборниках: "Музыка и музыканты", "Музыкальные гротески", "Вечера в оркестре". Центральное место в литературном наследии Берлиоза заняли Мемуары - автобиография композитора, написанная блестящим литературным слогом и дающая широкую панораму художественной и музыкальной жизни Парижа тех лет. Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза "Трактат об инструментовке" (с приложением - "Дирижер оркестра"). В 1834 г. появляется вторая программная симфония "Гарольд в Италии" (по поэме Дж. Байрона). Развитая партия солирующего альта придает этой симфонии черты концерта. 1837 г. был ознаменован рождением одного из величайших творений Берлиоза - Реквиема, созданного в память жертв Июльской революции. В истории этого жанра Реквием Берлиоза - сочинение уникальное, в котором сочетается монументально-фресковый и утонченно-психологический стиль; марши, песни в Духе музыки французской революции соседствуют то с проникновенной романтической лирикой, то со строгим, аскетичным стилем средневекового григорианского хорала. Реквием написан для грандиозного состава участников: 200 хористов и расширенного оркестра с четырьмя дополнительными группами духовых инструментов. В 1839 г. Берлиоз заканчивает работу над третьей программной симфонией "Ромео и Джульетта" (по трагедии В. Шекспира). Этот шедевр симфонической музыки, оригинальнейшее творение Берлиоза, представляет собой синтез симфонии, оперы, оратории и допускает не только концертное, но и сценическое исполнение. В 1840 г. появляется "Траурно-триумфальная симфония", предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Она приурочена к торжественной церемонии перенесения праха героев восстания 1830 г. и живо воскрешает традиции театрализованных представлений Великой французской революции. К "Ромео и Джульетте" примыкает драматическая легенда "Осуждение Фауста" (1846), также основанная на синтезе принципов программного симфонизма и театрально-сценической музыки. "Фауст" Берлиоза - первое музыкальное прочтение философской драмы И. В. Гете, положившее начало многочисленным последующим интерпретациям ее: в опере (Ш. Гуно), в симфонии (Лист, Г. Малер), в симфонической поэме (Р. Вагнер), в вокально-инструментальной музыке (Р. Шуман). Перу Берлиоза принадлежат также ораториальная трилогия "Детство Христа" (1854), несколько программных увертюр ("Король Лир" - 1831, "Римский карнавал" - 1844 и др.), 3 оперы ("Бенвенуто Челлини" - 1838, дилогия "Троянцы" - 1856-63, "Беатриче и Бенедикт" - 1862) и целый ряд вокально-инструментальных сочинений в разных жанрах. Берлиоз прожил трагическую жизнь, так и не добившись признания у себя на родине. Мрачными, одинокими были последние годы его жизни. Единственные светлые воспоминания композитора были связаны с поездками в Россию, которую он посетил дважды (1847, 1867-68). Только там добился он блестящего успеха у публики, настоящего признания в среде композиторов и критиков. Последнее письмо умирающего Берлиоза было адресовано его другу - известному русскому критику В. Стасову.
 Л. Кокорева
 На протяжении всей своей творческой деятельности Берлиоз публиковался как музыкальный критик (1823 - 1864).
 Цитаты:
 Время - великий учитель. Жаль только, что оно убивает своих учеников.
 Мало счастья иметь талант. Надо ещё, чтобы талант имел счастье.
 Надо собирать камни, которые в вас бросают. Это основание будущего пьедестала.
Бах - это Бах, как Бог - это Бог.
 Ах! Как талантлив буду я завтра!
К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Пока не поздно избрать другую профессию. (начинающему композитору, попросившему оценить его сочинения) Сказать по правде, когда я был в вашем возрасте, мой профессор говорил мне то же, что я сейчас - вам.
 Во Франции все обожают музыку, но никто ее не любит.
Выпьем за наших любовниц... из черепов их любовников!
 

 


Источник: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%B7%2C_%D0%93%D0%B5%D0%BA%
Категория: Композиторы | Добавил: barocco (20.11.2009)
Просмотров: 1531 | Комментарии: 1 | Теги: Гектор Берлиоз | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Опера [3]
Содержит статьи об оперных исполнителях, о мировых шедеврах оперного искусства.
Средние века [7]
Статьи о средневековой музыке
Композиторы [7]
Содержит информацию о композиторах
Нео-классика [2]
Современная классическая музыка
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz