Суббота, 20.04.2024, 02:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Viva classic!
Главная » Статьи » Композиторы

Richard Strauss
 
 
 

 

Родился в Мюнхене 11 июня 1864 г. в семье валторниста придворного оркестра. Штраусу исполнилось всего двадцать лет, когда его Первая симфония фа минор (ор. 12) была сыграна в Нью-Йорке.
 Ранние сочинения Штрауса традиционны по стилю и выдержаны в строгих классических формах, но в 1885–1886 его композиторский стиль пережил столь радикальную эволюцию, что в течение двух десятилетий (1890-е и 1900-е годы) Штраус и К.Дебюсси (1862–1918) считались самыми передовыми представителями новых течений, в том числе программной музыки. Штраус сделал также успешную дирижерскую карьеру.
Он много гастролировал, совмещая концертную деятельность с работой в Королевской опере в Берлине (1898–1918) и Венской опере, которой Штраус руководил вместе с Ф.Шальком с 1919 по 1924. В ноябре 1933 Штраус, который находился на пенсии, был вызван в Берлин и назначен президентом Имперской музыкальной палаты (исполнял эту должность до июня 1935). Ходили слухи, что его отношения с национал-социалистами становились все более прохладными, но все-таки партия заказала ему в 1941 Торжественную музыку в честь 2600-летия союзной с рейхом японской монархии (Festmusik zur Feier des 2600-jhrigen Bestehens des Kaiserlichen Japan, ор. 84).
Умер Штраус в Гармиш-Партенкирхене 8 сентября 1949 г. Хотя Штраус сочинял почти во всех основных жанрах, главные его достижения связаны с песнями, симфоническими поэмами и операми. Количественно преобладают песни, часто объединенные в циклы или опусы, с фортепианным или оркестровым аккомпанементом (опубликовано свыше 30 опусов). Ранние песни, такие как Посвящение (Zueignung), Тайное приглашение (Heimliche Aufforderung) и Утро (Morgen) из ор. 27, Сон в сумерках (Traum durch die Dmmerung) из ор. 29, выдержаны в лучших традициях немецкого романса (Lied). Симфоническая поэма Из Италии (Aus Italien, ор. 16) появилась в период перехода композитора от классического стиля к новому. Дон Жуан (Don Juan, ор. 20) принес Штраусу первый большой успех в симфоническом жанре, а Озорные проделки Тиля Уленшпигеля (Till Eulenspiegels lustige Streiche, ор. 28, 1895) – до сих пор одна из часто исполняемых поэм композитора. Макбет (Macbeth, ор. 23, 1890) исполняется ныне значительно реже, но острый драматизм Смерти и просветления (Tod und Verklrung, ор. 24, 1891) обеспечивает сочинению почетное место в репертуаре многих оркестров. Более поздние симфонические поэмы – Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, ор. 30, 1896), Дон Кихот (Don Quichote, ор. 35, 1897), Жизнь героя (Ein Heldenleben, ор. 40, 1898), Домашняя симфония (Sinfonia domestica, ор. 53, 1904) и Альпийская симфония (Alpensinfonie, ор. 64, 1915) – в свое время вызвали споры; ныне большинство из них вошло в мировой оркестровый репертуар.
 Имея под рукой хороший литературный источник, Штраус умел выстроить эффектную драматургию. Это обусловило его постоянное тяготение к опере, и три-четыре из его опер несомненно относятся к лучшему из созданного в этом жанре в 20 в. Первые оперы Штрауса – Гунтрам (Guntram, 1894) и Пожар (Feuersnot, 1901) – были сочтены слишком вагнерианскими, слишком запутанными и мрачными, но последовавшая за ними Саломея (Salome, 1905) завоевала весь мир. В Электре (Elektra, 1909) он попытался достичь еще более сильной, жестокой экспрессии. Внезапный поворот от экспрессионизма к иному стилю произошел в Кавалере розы (Der Rosenkavalier, 1911) с его прелестными вальсами и гениальной мудростью. Большинство критиков единодушно признают эту оперу главным шедевром Штрауса. Вторая редакция Ариадны на Наксосе (Ariadne auf Naxos), появившаяся в 1916 (первая редакция – 1912), завоевала широкое признание после постановки в 1947. Среди многочисленных поздних опер Штрауса: Женщина без тени (Die Frau ohne Schatten, 1919), Интермеццо (Intermezzo, 1925), Елена Египетская (Die gyptische Helena, 1928), Арабелла (Arabella, 1933), Молчаливая женщина (Die schweigsame Frau, 1935), День мира (Der Friedenstag, 1938), Дафна (Daphne, 1938), Любовь Данаи (Die Liebe der Danae, 1940) и Каприччио (Capriccio, 1942).
 
 
 
 

  Он прошёл долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Слава окружала его
с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в своё время необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния. Его называли "Рихардом вторым" - преемником Рихарда Вагнера. Рихард Штраус был наделён многими способностями и талантами, а главное - неистощимой творческой энергией. Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. В юности он получил от своего отца широкое, хотя и консервативное музыкальное образование - его отец Франц Штраус был первым валторнистом в Придворном мюнхенском оперном театре. Ребёнком будущий композитор имел возможность посещать оркестровые репетиции Мюнхенского придворного оркестра, там же от ассистента дирижёра он получил частные уроки по теории музыки и оркестровке. Свое первое музыкальное сочинение - пьесу - Рихард написал в 6 лет. В это же время он попробовал написать увертюру для оркестра. В одиннадцатилетнем возрасте под руководством мюнхенского дирижера Ф. В. Мейера мальчик начал постигать теоретические основы - гармонию, анализ форм, оркестровку. Участие в любительском оркестре помогло практически изучить инструменты, что оказало неоценимую помощь в дальнейшем. За пять лет юный музыкант настолько преуспел, что поступать в консерваторию оказалось излишним. В 1882 году он поступил в Мюнхенский университет, где он изучал философию и историю - но не музыку - однако, год спустя покинул его и отправился в Берлин. Там он некоторе время учился, а затем получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове, заменив его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку 1885. Композиции этого периода весьма консервативны - в стиле Роберта Шумана или Феликса Мендельсона. Стиль Штрауса начинает заметно меняться, когда он встречает Александра Риттера, известного композитора и скрипача и мужа одной из племянниц Рихарда Вагнера. Именно Риттер убедил Штрауса отказаться от своего консервативного юношеского стиля и приступить к сочинению симфонических поэм. Риттер также познакомил Штрауса с эссе Рихарда Вагнера и сочинениями Шопенгауэра. Штраус собирался дирижировать одной из опер Риттера, а позднее Риттер написал поэму по мотивам симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Смерть и просветление». В 1889 Штраус переходит на службу в Веймарский придворный театр и одновременно с постановкой опер пишет свою симфоническую поэму "Дон-Жуан" , выдвинувшую его на видное место в мировом искусстве. Штраусовский оркестр впервые засверкал здесь мощью рубенсовских красок, а в жизнерадостном герое поэмы многие узнавали автопортрет самого композитора, - отмечают специалисты. В 1889-98 гг. Штраус создает целый ряд ярких симфонических поэм: "Тиль Уленшпигель", "Так говорил Заратустра", "Жизнь героя", "Смерть и просветление", "Дон-Кихот". В них многообразно раскрылось огромное дарование композитора: великолепная красочность, сверкающее звучание оркестра, дерзкая смелость музыкального языка. Созданием "Домашней симфонии" (1903) завершается "симфонический" период творчества Штрауса. В 1910 г. в творчестве композитора наступает перелом. В разгаре бурной дирижерской деятельности он создает популярнейшую из своих опер "Кавалер розы". Творческое наследие Штрауса многообразно: оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. Композитора вдохновляли самые разнообразные литературные источники: это Ф. Ницше и Ж. Б. Мольер, М. Сервантес и О. Уайльд. Б. Джонсон и Г. Гофмансталь, И. В. Гете и Н. Ленау. Композитор дал высокие образцы синтеза тщательно разработанного поэтического замысла с отменно продуманной и индивидуализированной музыкальной формой. Исполнительская деятельность Штрауса как оперного и симфонического дирижера охватывает 65 лет. Он выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии.
 
 


Источник: http://www.muzcentrum.ru/news/2009/06/item2003.html
Категория: Композиторы | Добавил: barocco (05.12.2009)
Просмотров: 2113 | Теги: Richard Strauss - Orchestral Works | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Опера [3]
Содержит статьи об оперных исполнителях, о мировых шедеврах оперного искусства.
Средние века [7]
Статьи о средневековой музыке
Композиторы [7]
Содержит информацию о композиторах
Нео-классика [2]
Современная классическая музыка
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz