Суббота, 25.11.2017, 10:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Viva classic!
Главная » Статьи » Средние века

Alla Francesca
Alla Francesca – пожалуй, самый известный в Европе ансамбль, исполняющий средневековую музыку, который покорил публику VII фестиваля EARLYMUSIC в составе трио, приедет в этом году большой командой. Художественный руководитель ансамбля Пьер Амон по праву считается лучшим исполнителем на исторических флейтах во Франции, а перкуссионист Марко Риццо способен затмить своим искусством перкуссионистов лучших рок-н-ролльных групп. Программа концерта - «Istanpitta» - представляет праздничную музыку Италии XIV века, исполнявшуюся при дворе герцога Висконти. В самом слове «Istanpitta» слышится притопывание танцора.
Концерт и мастер-класс Пьера Амона и его замечательной группы "Alla Francesca” вызвали у слушателей нашего города очень много споров и вопросов, так и оставленных без ответа. Как и после выступления "L’Arpeggiata” многие ценители музыки (некоторые из них получили записи концертов от своих друзей, записавших выступление музыкантов на диктофон) приближаются к такой точке зрения, что наш город был обойден истинной традицией западноевропейской музыки, и эти два дня продемонстрировали нам, насколько же серьезно стоит проблема. Возможно, что эта задача для культурологии, - в области исследования интеграции России в общеевропейскую систему, тем более, в постиндустриальную эпоху, - но хотелось бы остановиться на неких довольно простых моментах, которые едва ли заденут внимание культурологии. Эта музыка принесла нам дух королевской чести и аристократии Средних Веков, далекий от духовных ценностей и менталитета нашей страны. Во-первых, сам Пьер Амон на Творческой Встрече «Утро с культуртрегером» очень много сказал о сущности и духе осуществляемой его группой реставрации Королевской музыки (исполнялась праздничная музыка Италии 14 века, по версии, «Музыка к бракосочетанию Изабеллы Французской и Джана Галеаццо Висконти», 1360 год), построенной на канонах духовности того времени, или как выразился мастер: «У Изабеллы было много замков во Франции, их род назывался «Князья Добродетели, Чести и Доблести», и это универсальное понятие для такой музыки. Во-вторых, само по себе исполнение очень интеллектуальной и сдержанной музыки, по замечанию мастера тех времен Жана Гальярда Дисконта, предназначалось для определенного социального сословия, - куртуазно не акцентируется, какого, - «для отвлечения их от пагубных мыслей о деньгах экстравагантностью и сложностью музыки». Понятно, что люди королевской чести могли делать со своими подданными что угодно, воздействовать на них, чтобы оторвать их от слишком прагматичной реальности, и это сословие не смело перечить Королю как наместнику Бога. Тонкий французский юмор в действиях венценосных «культуртрегеров» возымел действие и на нашу нижегородскую публику. Для одних – это было культурным шоком, для других – чем-то возмущающим, но люди эти концерты теперь постоянно обсуждают, и часто довольно забавно наблюдать, в каких контекстах это обсуждение идет. Не менее интересно наблюдать за публикой, составляющей местную «интеллигенцию», весьма далекую как сословие и от самих музыкантов с их мягкими аристократическими манерами, стиля игры и общения, артикуляции голоса, мягкой и обходительной манерой общения, и от их музыки, полностью пропитанной этим самым духом Добродетели, Чести и Доблести. На концерте я увидела меньше 10 человек из Дворянского Собрания города, хотя на таких концертах именно эти люди должны составлять большинство; «толкинутую» молодежь, в том числе, и бывшего перкуссиониста группы «Шеннон», известного среди местных «эльфов» и любителей ролевого моделирования; представителей ансамблей старинной музыки «Консорт», «Гальярды», «Universalia In Re», знаменитую Софию Пропищан, - и вся эта почтенная публика, к сожалению, соседствовала с маргиналами всех мастей и просто с очень сильно закомплексованными людьми. Возможно, последние – и есть тот балласт, избавившись от инерции которого, наш город стал бы реальной Культурной Столицей, обладая таким мощным творческим потенциалом… Возможно, психически благополучную и талантливую молодежь отталкивает от таких мероприятий именно наличие на них этой неприкаянной части населения.
Видимо, пытаясь понять их психологию на пресс-конференции «Утро с культуртрегером» Мария из Нижегородских Новостей задала Пьеру Амону каверзный вопрос, из которого мастер опять-таки вышел аристократически сдержанно:
 Как вы думаете, любители фэнтези и «игр в средневековье» повысили интерес в обществе к такой музыке, как ваша?
 Нет, таких людей не бывает на наших концертах, потому что мы играем весьма реалистическую музыку прошлого времени, а не описанного в романах несуществующего мира. Эти романы не повысили посещаемости наших концертов. Но, конечно же, я был бы только рад, если бы это произошло или произойдет когда-нибудь. Но я этого не вижу. Что такое аутентичное исполнение? Это очень сложная проблематика. Это исполнение музыки, полная и точная реставрация по чертежам инструментов, реставрация духа. Человек должен осознать психологию эпохи. Но аутентичности нет все равно, это все наши представления, более или менее приближенные. Но, чтобы отлично играть, музыкант не должен отталкиваться от понимаемого им аутентизма, лучше, если он будет отталкиваться от своего «Я». Участники «Утра с культуртрегером» спрашивали мастера: Отличается ли трактовка старинных произведений у русских и у людей Западной Европы? У русских есть чувства высокого накала, ощущения, эмоциональность в исполнении. Но еще в советское время я встретил музыкантов из Таллинна. Вот у них не было никакого отличия от западного истолкования музыки, исполнение музыки у них полностью соответствовало принятому в Западной Европе, им стоило только преодолеть информационный барьер, получить сведения из западных архивов… Вопрос журнала «Самокат»: не кажется ли вам, что жизнь коротка, и тратить ее на изучение каких-то средневековых инструментов неправильно? Я вчера говорил о роке, а группе Uriah Heep, но меня не поняли… Глеб Фирсов: Прогресс – это заблуждение и борьба с этим заблуждением составляет суть действий музыкантов. Мастер продолжал так: Мы живем в эпоху взрывов интереса к жизни всех сторон, нельзя говорить о том, какова музыка сегодняшнего дня… Интерес к музыке барокко, к древнеиндийской музыке, джазу – отражают поиски современного человека жизни во всех ее проявлениях. Я сам много экспериментирую с гималайской традицией в музыке… Это помогает нам понять мир в его сущности. А выбор инструмента познания, как и музыкального инструмента – это личный выбор самого человека. Я отдаю предпочтение мелодичности. Без полифонии. Это наиболее соответствует простоте мелодических традиций и Китая, и Индии, - Азии, и, безусловно, музыке средневековья, сохранившейся до сегодняшнего дня, и это не означает простоты. У нас были причины отойти от строгого нотного фиксирования музыки, к иной артикуляции, отойти от жестко фиксированных аранжировок. Мы много работаем, чтобы ощутить внутри себя эти мелодии, настолько, чтобы каждый музыкант мог сыграть все полностью, - один или вдвоем, втроем. Это требует знания мелодии наизусть, и это создает живое единение музыкантов на концерте… На мастер-классе на следующий день после концерта Пьер Амон потратил 5 часов бесценного труда, чтобы научить музыкантов "Universalia In Re” чувствовать музыку не по нотам, не по классическому нижегородскому или российскому духу, когда эта культура, в общем, не наша, а войти внутрь традиции, почувствовать ее внутри себя… Не знаю, изменит ли в нашем городе это что-то, ведь сам Пьер Амон как будто вышел из древних стен Замков Франции, как будто он пришел на эту странную землю в наш город, далекий от естественной жизни настолько, что музыка 14 века для «сильных мира сего» уже – слабое средство, - пришел из 14 века как миссионер совсем иного мира. Удивительно то, что одни и те же простые мелодии на его флейте звучали магически естественно, тогда как у музыкантов "Universalia In Re” они вначале звучали как иностранный язык. …На концерте днем раньше музыканты не просто «исполняли эту музыку», они как будто превратились в нее. Вы можете почувствовать это интуитивно, вглядываясь в их лица на этих фото… Но лучше всех школ, всех консерваторий – это просто прийти к Замкам на берегу Луары, поставить там палатку и жить там все лето, общаясь только с духом тех мест, тогда вы можете услышать эту музыку у самих Ангелов, они передадут вам ее без всех консерваторий, снобов, без амбициозности больного города, без постоянной гонке за иллюзиями, плата за что, в конечном итоге, и есть наша бесценная и короткая жизнь.
 
…Стихотворение Жерара де Нерваля.
Всего Россини, Моцарта всего
 Отдам я за старинный, без названья
Напев печальный, чье очарованье
Открыто для меня лишь одного.
 Он зазвучит, и целых трех столетий
 С моей души оттаивает снег,
И вновь – зеленый холм в вечернем свете,
 Людовика 14 век. Кирпичный замок, парком окруженный,
 Сияющие тускло витражи
Течет река с округой отраженной
И плещется среди цветов и ржи
Прекрасная, в старинном одеянье,
Ждет дама у высокого окна.
 В моем другом земном существованье,
 Должно быть, мне привиделась она.
 


Источник: http://www.stinfa.ru/?id=56896
Категория: Средние века | Добавил: barocco (18.12.2009)
Просмотров: 741 | Теги: Alla Francesca | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Опера [3]
Содержит статьи об оперных исполнителях, о мировых шедеврах оперного искусства.
Средние века [7]
Статьи о средневековой музыке
Композиторы [7]
Содержит информацию о композиторах
Нео-классика [2]
Современная классическая музыка
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz