Добарочная музыка. Мишель Ришар Делаланд, один из наиболее известных французских композиторов эпохи Людовика XIV и самый знаменитый представитель Версальской школы, родился в Париже в 1657 году в семье бедного портного. Он стал пятнадцатым ребенком в семье. Благодаря чудесному голосу, которым он обладал в детстве, его приняли в хор королевской церкви S. Germain l’Auxerrois, где он обучался пению у Шаперона. Занятия в хоре не помешали ему самостоятельно выучится играть на скрипке, клавесине, виолончели и многих других инструментах. Когда ему исполнилось 15 лет, из-за мутации голоса, он вынужден был оставить школу, но продолжал по прежнему занятия на клавесине и органе. Мишель жил некоторое время у своего родственника, который еженедельно устраивал концерты и молодой музыкант имел, таким образом, возможность выступать перед публикой в качестве скрипача. Французский композитор и органист скончался четыре года спустя, в 1726 году, в своем доме в Версале. Творческое наследие Делаланда просто огромно. Все его можно условно разделить на светскую и религиозную музыку. Среди светской – более двадцати балетов и дивертисментов, рождественские симфонии и так называемые «Symphonie pour les soups du Rou». Здесь и «Версальские фонтаны» и «Деревенская свадьба», а также интермедии для комедий Мольера и Руссо. Что же касается религиозной музыки, то она более универсальна. Это свыше семидесяти больших мотетов, сочинения на стихи Расина, мессы и «Мрачные наставления». Эти сочинения исполнялись очень большим, даже по современным представлениям, составом (до 120 участников), сгруппированным вокруг органа, и неизменно потрясали слушателей необычайной красотой музыки. Несколько столетий, практически до середины 19 века, мотеты Делаланда имели большую популярность. Уже после смерти композитора, по приказу короля Людовика XV и на его деньги, были изданы в роскошных двадцати тетрадях, сорок самых знаменитых мотетов великого Делаланда.
|